"СЕМЬЯ - ЭТО СИЛА И ПОДДЕРЖКА ЛЮБОГО ЧЕЧЕНЦА, В ЭТОМ ГЛАВНАЯ РОЛЬ "ИНСТИТУТА ГОРЦА"
Об отличительных чертах чеченского характера, традициях и важной роли семьи, поговорили с настоящим нохчо, семьянином, отцом 9 детей, Уполномоченным по правам ребёнка в Чеченской Республике и заместителем мэра г. Аргун – Хамзатом Асурин-Басириевичем Хирахматовым
Фото - Натальи Казариной
Хамзат, добрый день! Расскажите чуть о себе
Я по профессии востоковед, кроме того изучаю религию. Когда читаю священные книги, Коран, например, то как будто странствую во времени, это непередаваемое ощущение. Аллах нам всегда показывает свою милость, вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности. Аллах един!!! Его милость в этом мире равноправно распределена для всех.

У меня всегда была мечта путешествовать, странствовать по миру. В некоторой степени эта мечта у меня сбылась. Я был в очень многих странах и регионах: Западной Сахаре, Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии, Европе, Азии. Очень много мест посетил кроме Америки и Японии.

Хамзат, расскажите, пожалуйста о том, чем чеченцы отличаются от других народов? Что особенного в чеченском характере и какие отличительные черты вы бы выделили?
Чеченцы – это очень многострадальный народ. И у нас, как и везде, есть очень хорошие люди и есть плохие. Я бы не сказал, что чеченцы чем-то лучше или чем-то хуже других национальностей.

Самый добропорядочный и хороший человек - это тот, кто не будет делать по отношению к окружающим людям того, чего он не сделал бы для себя.

Аллах, когда создавал человека, то наделил его особыми человеческими качествами. Испокон веков, в своём народе, мы старались сохранять эти качества. Для нас самое главное и святое, это: сохранить наш язык, кровь и честь. Раньше у нас были очень суровые законы, которые касались именно этих вещей.

Когда наш народ в 1944 году выселяли, то многие забирали с собой семена кукурузы. Там, в Средней Азии, родные садили их и собирали урожай 13 лет, а после депортации привезли их обратно на Родину. Тот генетический код, передающийся нам: через воду которую мы пьём, через пищу, которую мы едим - очень важная составляющая для нас.

Любой чеченец, кем бы он ни был и где бы он не находился, должен передавать и поддерживать свои традиции в любом месте. Это касается всего: быта, религии и особенно - чести. Самое святое для нас – это честь женщины: матери, жены, сестры, дочери.
Фото - из личного архива Хамзата Хирахматова
Знаете, у нас никогда не было казарменной армии, в её общем понимании. Но, в то же время, я могу поспорить с любым и доказать, что у нас был своего рода - спецназ. В древние времена их называли Ламанан ц1оькьа «Горные барсы». Раньше было заведено так: со всей Чечни организовывали большой сбор и в горных районах, в ясную погоду, проводили своеобразные состязания среди молодых парней. Там были скакуны, войны, лучники, которые показывали друг другу свои умения и навыки.

За всем процессом наблюдали старейшины, которые чётко знали: какого тейпа, рода, двора парень. Таким образом они определяли сотню лучших войнов. Командир такой сотни назывался – Сурхо. Сур, в переводе с древне чеченского - это войско, армия. Хо – это стражник. Вот Сурхо должен был быть къонахом.

Воин никогда не должен бежать с поля боя. Побег – это позор, он должен был биться до конца. О надвигающейся опасности сигнализировали через башни – дым означал, что приближается опасность.

В случае какой-либо опасности или войны, семье юноши направляли весточку или посланника с информацией, что такой-то сын нужен отечеству. У нас не было этого казарменного положения, но воин всегда оттачивал свои боевые навыки. У него всегда должен был быть хороший конь, бурка, папаха, кинжал. Когда Родине грозила какая-то опасность, то эти лучшие войны должны были первым вступить в бой.

Также это у нас было и в Первой чеченской кампании: к огромному сожалению в это время у нас полег очень крепкий, здоровый генофонд, молодые люди – которые составляли цвет нации. Конечно, мы это не одобряем, но это так было.

Доблесть и смелость война – это наши адаты.
Фото - из личного архива Хамзата Хирахматова
Хамзат, я знаю, что адаты - это неписанные правила поведения в чеченском обществе. Как они передаются детям?
Да наши правила поведения передаются от отца к сыну, но всё передаётся через мать. Так как воспитанием детей, в чеченском обществе, в основном занимается мать. А обязанностью отца является обеспечивать достаток и пропитание семьи.

Кроме того, у нас, внутри тейпов, существует взаимовыручка и объединение. Если случается какая-то беда, то однотейповцы окажут помощь.

С кровной местью у нас такая ситуация была: допустим, если человек убил человека по неосторожности, то вопрос по нему решался на совете старейшин села. Если он уйдёт за пределы своего села и попросит убежища в другом селе, то его принимали, но устраивали расспрос о том, как произошло убийство. Если не была задета честь женщины и не было совершено убийство в спину, то жители села могли оставить у себя этого человека под защитой от его кровников. То есть, на территории другого села кровники не могли совершить над виновником кровную месть, только за его пределами.

Когда село принимало такого человека под защиту, то должно было его кормить, предоставить ему жильё, корову, сено, дрова, то есть ему предоставлялось убежище со всем обеспечением.
Фото - из личного архива Хамзата Хирахматова
Как сейчас обстоит ситуация с теми чеченцами, которые находятся за пределами Чечни – в других странах и государствах? Удаётся им сохранять свои традиции?
К сожалению, за последнее время очень много чеченцев разъехались в разные страны. Хотим мы этого или не хотим, но у нас в других странах есть столкновение культур. Те, которые уезжают в Европу (преследуя разные цели: кто-то по состоянию здоровья, кто-то - чтобы жить на пособия, кто-то уехал во время войны как беженец) попадают в другое правовое поле и у них там возникают проблемы.

Там они не могут полностью придерживаться наших традиций (особенно в быту и семье). Когда соц. службы, не предупреждая, забирают детей, то чеченцы не могут этого перенести и вынуждены, защищая свою семью, вступать в открытый конфликт с властями, из-за чего попадают в тюрьмы. Сейчас есть много обращений к Главе Республики с просьбой оказать помощь. Особенно это касается скандинавских стран.

А здесь, на территории Республики, у нас нет детских домов, потому что у нас это не принято. Если у ребёнка умерли отец с матерью, то прямая обязанность по его содержанию ложится на тётю или дядю. Особенно на дядю по отцовской линии.
Фото - из личного архива Хамзата Хирахматова
Как влияют чеченские традиции/адаты на формирование личности? Какой основной воспитательный момент они несут в себе?
Охватывая эту тему, Главой Республики была предложена «Концепция по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения». В этой программе у нас задействованы все органы, но прежде всего - Духовное управление мусульман ЧР. Духовное управление у нас в Республике оказывает очень большое влияние. Оно является своего рода мостом между властью и людьми. Каждую пятницу в мечетях Чечни собирается от 290 до 370 тысяч человек. Это огромная масса людей, в основном молодёжь. Читаются проповеди против терроризма, экстремизма, наркомании и о сохранении семейных ценностей. Наши адаты процентов на 90 соответствуют нормам ислама. Некоторые страны принимали ислам через силу, а чеченцы приняли его добровольно.

Не так давно у нас в Республике запущен социальный проект, который нигде в мире не реализован, кроме Чеченской Республики – воссоединение семейных пар. Мы предоставляем возможность тем, кто развелись вновь соединиться. Здесь предусмотрен индивидуальный подход к каждой семье. С начала запуска этого проекта уже более 1000 семей воссоединились.

Кроме того, у нас особое отношение к родственникам. Пример из жизни: мой дядя жил в Украине больше 20 лет, он погиб и его сын Руслан первый раз приехал в Чечню. Когда он приехал, то ему рассказали к какому тейпу он принадлежит, показали горы, его участок земли. Здесь у него обязательно есть его личный участок земли, целая рота братьев и сестер. Даже если, не дай Бог, случится какое-то несчастье и он останется без рук и ног, то его родственники обязаны его содержать. Семья – это сила и поддержка любого чеченца, в этом главная роль «института Горца».
Адаты сейчас сохранены в том виде, в котором они были раньше или что-то ушло?
Мы пытаемся их сохранить. Потому, что сохранение наших адатов и обычаев укрепляет общество, позволяет сохранить свою внутреннюю культуру.


Интервью записала Наталья Казарина