Полезна такая обратная связь?
Да, вообще тема обратной связи для нас очень важна. Мы сегодня присутствуем во всех социальных сетях, мы ежедневно мониторим отзывы, хештеги, геотеги, всё то, что люди пишут. Мы специально изготовили кучу хештегов для зрителей, чтобы они фотографировались, у нас есть несколько фотозон. Кроме того, мы изучаем общественное мнение. Для нас важно понять какая у зрителя тенденция – что ему больше нравится, что не нравится. Это не значит, что мы пойдём на поводу у зрителя, но это значит, что мы будем делать какие-то спектакли, которые будут его подталкивать смотреть что-то серьёзное. Мнения бывают разные – и обидные, и конструктивные, и профессиональные – читаешь иногда и думаешь, что это не просто зритель написал, а критик, закончивший театроведческое отделение.
Иногда бывают парадоксы. Мы выпустили спектакль «С любимыми не расстоватйесь» - и было понятно, что на него будут ходить даже из-за названия. Но то, что это вызовет такой глобальный бум в отзывах, мы даже не представляли. У нас после трёх премьерных дней накопилась огромная пачка отзывов и откровений людей, которые после спектакля написали и буквально изливали душу. Из отзывов мы сделали стенгазету и вывесили её в фойе на первом этаже, при входе. Для того, чтобы зрители, актёры и работники театра посмотрели какие бывают отзывы. Люди рассказывали про свои судьбы, про то, как их задело и тронуло произведение – у нас такого никогда не было. И на сегодня «С любимыми не расстовайтесь» - один из хитовых наших спектаклей, на который всегда продаются билеты.
Мы поняли, что людям важно не просто прийти и посмеяться на какой-то комедии (это тоже хорошо, ничего в этом плохого нет), но людям иногда важно получить какие-то ответы на свои вопросы, им интересно испытать внутренний катарсис, выйти со слезами на глазах после спектакля и понять, что жизнь прекрасна, необъятна, интересна, что она может быть многогранной и не всегда то, что ты читаешь в книге, должно соответствовать твоим представлениям. Театр даёт возможность развиваться - видеть мир совершенно многоугольным.
Нас раньше очень много ругали за то, что мы не ставим спектакли так, как это написано в книжках. Люди приходили, открывали книгу и требовали от нас побуквенного соблюдения авторского текста. Слава Богу, что сейчас это ушло в прошлое. Постепенно зритель становится более восприимчив к экспериментам и начинает понимать, что театр – это отдельное искусство. Это не чтение в слух, это не разыгрывание пьесочки по тому, как ты себе это представляешь. Ведь художник рисует картины, а режиссёр ставит спектакли – это совершенно параллельные вещи. Не возможно предугадать что ты увидишь. Ты видишь картину - и иногда бывает плохое произведение искусства, иногда гениальное.
Театр - это же живое искусство. Он меняется и каждый спектакль, это не записанное на плёнку событие. Можно прийти и всякий раз видеть какие-то новые краски. Поэтому я всегда говорю, что не надо смотреть спектакль один раз. Надо посмотреть премьеру, посмотреть 10й спектакль, 20й спектакль. И каждый раз приходя на спектакль ты будешь совершенно по-разному воспринимать. И ещё огромное значение имеет среда, из которой человек пришёл в театр. И мы очень рады тому, что театр сегодня разный, что он расчитан на разную аудиторию, что к нему есть интерес, что он не оставляет людей равнодушными. Ешё раз повторюсь, что это большая заслуга актёров, которые сегодня работают, специалистов обслуживающих театр и производственных цехов, которые создают декорации, продают билеты, отдел маркетинга. Я очень рад, когда о нашем театре много говорят, это очень важно.
Сергей Вениаминович, а что самое сложное в работе руководителя театра?
Самое сложное в работе руководителя театра говорить «НЕТ». Это самое тяжёлое, потому что очень легко говорить «ДА», но вот когда ты начинаешь сопротивляться и говорить: «Нет, давайте по-другому», говорить нет режиссёрам, актёрам, работникам театра, когда приходится расставаться с человеком, когда ты занимаешь условно отрицательную позицию, то это всегда тяжело. Конечно сложно, потому что это 43 артиста, это 43 индивидуальности – это люди не похожие ничем, даже если они одинаковые роли играют. К каждому нужен подход: с кем-то нужно разговаривать серьёзно, с кем-то весело и смешно, с кем-то анекдотами, где-то нужно прикрикнуть, а где-то по голове погладить. Только тогда возможно хоть как-то управлять. Если ты будешь со всеми добрый, то всё – они сядут тебе на шею и поедут как хотят. Если ты будешь всё время злым – они перестанут работать. Так нельзя, доброе слово даже кошке приятно. Поэтому всё время такое лавирование между интересами 43 человек, которые на сегодня определяют успешность театра. Это очень сложно, ибо всё, что создаётся на сцене – создаётся актёрами. И мы все здесь (от меня до уборщицы) создаём здесь всё, чтобы у них была возможность творить. Потому что приходят не на нас, а приходят на артистов. Хотя с другой стороны – все мы большой механизм, каждый из нас выполняет свою работу и если какая-то часть механизма откажет, наверно будет тяжело работать.
Вам помогает ваше актёрское образование и актёрский опыт контактировать с артистами, понимать их?
Конечно помогает, процентов на 90 точно. Во-первых, большинство актёров я знаю с детства - со студенчества, во-вторых, я знаю саму природу актёра – я сам артист. И тогда, когда я артист, то я иногда нарушаю те правила, которые я установил как директор. Потому что я не могу разорваться и быть только директором. Но с другой стороны, когда я играю на сцене, у меня всё равно есть взгляд директора - я вижу как партнёры работают. Я стараюсь делать это мягко, чтобы не разрушать, то дело, которым я занимаюсь на данный момент. Но я всё равно всё вижу, всё слышу, всё понимаю и замечаю. Мне сложно быть или только артистом, или только директором. Конечно, то что я работал в театре актёром и продолжаю – помогает. Также очень мне помогает образование, которое я получил - актёрское и театроведческое/менеджерское (я успел ещё закончить Санк-Петербургскую театральную академию по специальности театровед-менеджер), поэтому у меня достаточно большой управленческий опыт, а также я могу работать как театровед – при выборе пьес, режиссуры. Поэтому на сегодня роль директора в этом театре близка роли художественного руководителя. Конечно у меня есть заместители, которые занимаются непосредственно творческой деятельностью, но тем не менее у нас такой «директорский» театр. И это на самом деле возможно, когда нет главного режиссёра, директор может управлять театром, но при одном условии – когда директор является профессионалом и в театральном искусстве.
Вы получается какой руководитель – добрый, злой, строгий, либеральный?
Я справедливый. А вот, где есть справедливость – никто не знает. Я разный. Я могу быть очень дурной, я могу быть упрямым и настаивать на своей позиции, я могу спорить. Но если я не прав – я потом извиняюсь. Я вообще ко всему прислушиваюсь, но выводы делаю сам. В этом наверно есть мой такой большой минус для друзей и людей, которые пытаются оказывать на меня влияние – я в любом случае решения принимаю сам. И не важно, близкие ли мы друзья (у меня очень много среди работников театра – близких друзей, с которыми мы общаемся помимо театра). Конечно все наши разговоры вращаются вокруг театра, конечно все они высказывают свою позицию и говорят, что нужно сделать так или иначе. Но я делаю так, как считаю нужным – и считаю, что это правильно. Потому что с одной стороны у нас всех есть общая ответственность за театр, а с другой стороны – в любом случае за всё отвечать мне. У нас такой демократичный театр, но есть большая доля монархии. И это правильно! Без этого не возможно, не может быть в театре 100% демократии. Потому что это то же самое, что заниматься сексом на площади – тебя замучают советами, все говорить, как сделать лучше. Все же знают как нужно быть режиссёром, как нужно играть на сцене, как нужно создавать спектакли, но если ты не будешь единолично этим править – будет хаос. Поэтому я сараюсь слушать всех, но делать так как я считаю нужным. Вот будет завтра другой директор, вот будет он по-своему делать. А сейчас - так как есть, таковы правила.