Совсем недавно МБОУ «Основная общеобразовательная школа с.Новый-Шарой» Ачхой-Мартановского района получила диплом лауреата конкурса «100 лучших школ России», а директор школы – Басаева Петимат Даудовна награждена почётным знаком «Директор года – 2019».
Ledokoli.ru записали интервью с Петимат Даудовной. Нам хотелось поближе познакомиться с ней и узнать, как небольшая чеченская школа вошла в сотню лучших учебных заведений нашей страны.
Фото - с сайта noviy-sharoyoosh.edu95.ru
Петимат Даудовна, Ваш жизненный выбор связан с благородной профессией – учитель. А в детстве кем мечтали стать? В глубоком детстве мечтала стать врачом, но со временем, в силу определенных обстоятельств, родители дали понять, что это не мое. И уже к юности я осознала, что мое место в школе, среди детей. Неважно, кем ты работаешь, врачом или учителем, ты должен получать удовольствие и приносить людям добро. Любую профессию можно оправдать с точки зрения важности для общества.
Кто внёс наибольший вклад в Ваше образование? Можете вспомнить своего любимого учителя, к примеру? У человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня. Учитель- это духовный наставник. Для меня таким наставником стал мой учитель чеченского языка и литературы. Я была влюблена в то, что она преподает и как она преподает, также являясь патриоткой своей Родины, очарование моего родного языка, в котором отображается красота наших обычаев, традиций, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души, вдохновило меня учить его и преподавать.
Фото - с сайта noviy-sharoyoosh.edu95.ru
Петимат Даудова, сколько лет Вы работаете в педагогической сфере? И как давно работаете в школе села Новый-Шарой? В сфере образования я работаю 26 лет, а в должности директора в школе села Новый-Шарой с 2011 года. Стаж в руководящей должности небольшой, конечно, но для себя я уже определила грани успеха как руководителя.
Пожалуйста, расскажите какой у Вас был путь к должности директора? Окончив среднюю общеобразовательную школу сельского поселения Янди, поступила в Чеченский государственный университет, после успешного окончания Вуза, в 1993 году, вернулась в стены своей родной школы, но уже учителем чеченского языка и литературы. Проработав там 8 лет, перешла на новое место работы, в СОШ № 1 с. Ассиновская. В 2006 году мне предложили должность методиста районного методического кабинета в Районном отделе образования, и вот уже с 2011 года по настоящее время, я являюсь директором МБОУ «ООШ с. Новый-Шарой».
Директор школы – это ведь не просто высокая должность, но и прежде всего ответственность. Ответственность за большой коллектив – учеников и педагогов. Что было самым сложным, после назначения на должность директора? И с какими сложностями сталкиваетесь сейчас? Как таковых трудностей я не испытывала, коллектив принял меня очень доброжелательно. Думаю, у меня сразу же получилось расположить к себе коллектив педагогов и работников школы. У нас всё строится на доверии и взаимопонимании.
Фото - с сайта noviy-sharoyoosh.edu95.ru
Петимат Даудовна вы занимаетесь только руководящей/административной работой или ещё ведёте какие-то уроки? На сегодняшний день я занимаю только руководящую должность, уроки не даю.
Какие качества ваша школа старается привить ученикам? Моя школа прививает и помогает ученикам развивать ключевые качества, такие как:
1) Жизнелюбие. Определение «способность любить и ценить жизнь» может звучать неубедительно в жестком мире экзаменационных оценок, но любовь и безопасность питают множество качеств, в которых нуждаются успешные ученики. Это качество предполагает способность быть открытым и восприимчивым, готовность к взаимозависимости и взаимодействию.
2) Гибкость мышления. В течение многих лет гибкость мышления считалась существенным залогом успешного обучения. Это качество помогает детям мыслить более свободно и реалистично, быть креативнее и избегать депрессий и тревог.
3) Самодисциплина. Есть много исследований, доказывающих, что способность детей контролировать свои импульсы приводит к улучшению здоровья, благосостояния и внутренней гармонии в дальнейшей жизни. В школе самодисциплина занимает центральное место.
4) Честность. Школьник, который с интересом спрашивает, что означает слово в рассказе, а не делает вид, что хорошо знает его, уже находится на пути к успеху в учебе. Честность позволяет детям строить хорошие отношения с учителями и наставниками. Она взращивает уверенность, привлекает добрую волю и дает детям безошибочный компас в обучении.
5) Смелость. Дети нуждаются в моральной смелости, чтобы отрешиться от отвлекающих факторов и быть готовыми прослыть «ботаниками», если они хотят учиться. Они стараются пытаться, т. е., потерпев неудачу, снова повторяют попытку, умело идут по школьной жизни.
6) Доброта. Добрый настрой также привлекает к ученикам других людей и подкрепляет обучение через их помощь и поддержку, а также позволяет им продуктивно работать в команде и группе. Доброе расположение также питает слушание и эмпатию, которые, в свою очередь, способствуют более глубокому, более сложному обучению.
Фото - с сайта noviy-sharoyoosh.edu95.ru
Как Вы думаете, а школа влияет на профессиональный выбор учеников? Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Решает и задачи профессионального просвещения учащихся. Используя учебный материал, учитель организует познавательную деятельность учащихся по усвоению сведений о профессиях и производствах. Для каждого старшеклассника очень ценен совет близких людей, хорошо знающих его состояние здоровья, увлечения, интересы. Конечно, таким человеком является и учитель, но лишь в том случае, если он заинтересован в дальнейшей профессиональной судьбе ученика и ответственен за него. Такой учитель активно ведёт профориентационную работу.
Петимат Даудовна, пожалуйста, расскажите о конкурсе «100 лучших школ России». Как было принято решение об участии? Как часто Ваша школа участвует в подобных профессиональных соревнованиях? Когда был объявлен данный конкурс, мы раздумывали недолго над тем, принять ли участие, потому что мы стараемся принимать участие во всех профессиональных конкурсах. Несмотря на то, что школа малокомплектная, школа славится хорошими результатами, и зачастую работниками Районного управления образования наше ОУ выдвигается на участие в подобных конкурсах.
Фото - с сайта noviy-sharoyoosh.edu95.ru
Мы с Вами общаемся в преддверии Нового года и если подводить итоги работы за уходящий год – удалось ли воплотить в жизнь то, что было запланировано? На сегодняшний момент удалось многое: в школе работает коллектив единомышленников, стабильный, работоспособный, высококвалифицированный. Каждый учебный год отмечен тем или иным интересным событием. Это конкурсы «Учитель года», «Ученик года», «Молодой педагог», совместные мероприятия учителей и учащихся, дни самоуправления, соревнования учителей и детей и др. Пополняется материальная база, повышается качество образования. Но вместе с тем ещё много нерешенных проблем, которые мы дружным и сплоченным коллективом решим.
Какие главные цели ставите перед собой на следующий год и ближайшие несколько лет? Моя цель, как директора школы, - чтобы моя сельская школа стала одной из лучших не только в районе, но и во всей Республике и оставалась такой всегда.
Петимат Даудовна, завершая нашу беседу, с какими словами Вам хотелось бы обратиться к читателям, что им пожелать? Французская писательница Соммери говорила, что из всех способностей самая трудная и самая редкая – это умение управлять. А я считаю, что главное для любого руководителя - это добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Это залог успеха всех.
Заканчивая, скажу: конечно, Ницше вспоминается в нашей работе частенько, но здесь я давно придерживаюсь своего главного жизненного кредо - "Радуйтесь жизни, а то, пока вы ею недовольны, она пройдет!".