«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
Молодой, образованный, открытый, верующий, прогрессивный и неравнодушный - таков новый тип управленца в сфере образования в Чеченской Республике.

Ledokoli.ru встретились с одним из таких молодых руководителей - с директором ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с задержкой психического развития» Мусаевым Мухаммедом-Али Акбулатовичем
Фото - Натальи Казариной
Что обычно, в нашей стране, чувствует и представляет любой человек, произнося такое название: «Школа-интернат для детей с задержкой психического развития»? Уверена, что у всех примерно одни и те же ожидаемые ассоциации: грусть, печаль, жалость, сочувствие, внутренняя неловкость и душевный дискомфорт.

Я была не исключение. Видела много таких заведений, которые вызывали только самое тягостное состояние. В таких местах радостью и позитивом «совсем не пахнет».

Но, как-то в сети, я увидела новогодний видеоролик с очень светлыми, весёлыми детьми, которые здорово выступали. Оказалось, что съёмка проходила как раз в подобной школе-интернате, но там была совсем другая атмосфера – добрая и уютная. Мне захотелось побывать там и увидеть всё своими глазами.

Позвонила, договорилась о встрече и посетила ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с задержкой психического развития». Директор – Мусаев Мухаммед-Али Акбулатович провёл мне настоящую экскурсию по школе, познакомил с воспитанниками и преподавателями, а также рассказал об особенностях работы в интернате.
Фото - Натальи Казариной
Мухаммед-Али, добрый день! Расскажите, пожалуйста о своей работе. Вы же не так давно в этой школе-интернате работаете?
Да, я на эту должность пришёл в апреле 2019 года. Раньше работал в Министерстве образования Чеченской Республики. Там я курировал опеку и попечительство. Наша школа-интернат с круглосуточным пребыванием создана для детей с задержкой психического развития. Здесь постоянно находятся 90 детей. Кроме того, на базе нашей школы, создана группа для детей с кратковременным пребыванием.

Получается, что и из других школ к вам сюда дети приезжают?
Да, у нас республиканская школа и здесь учатся дети со всей Республики. В группе кратковременного пребывания проводится работа именно с детьми с растройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, ДЦП, с задержкой психо-речевого развития, поражение центральной нервной системы. У нас есть опытные логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, которые индивидуально работают с такими детьми.

Количество детей, зарегистрированных в группах кратковременного пребывания с 2015 года – 193. Из них с учетом графика проведения коррекционно-развивающих занятий специалисты ежедневно принимают до 55 детей.

Мухаммед-Али, у вас разработаны какие-то программы реабилитации детей?

Да, на каждого ребёнка, в зависимости от его заболевания, готовится индивидуальная программа. Вся эта работа проводится ежедневно. В таком же режиме постоянного взаимодействия выстроен диалог с родителями детей, регулярно проводим родительские собрания. Родители довольны результатом, так как есть эффект от нашей работы.

То есть вы корректируете состояние детей, чтобы они смогли потом в обычных школах обучаться?
Да, у нас есть специальная комиссия, которая анализирует все проблемы ребёнка и индивидуально для каждого разрабатывает корректировочный маршрут реабилитации и обучения. Для этого у нас есть все возможности и необходимые специалисты: логопеды, психологи, учителя. По показаниям и рекомендациям врачей мы проводим детям общий и логопедический массаж. Если существуют противопоказания, то они строго соблюдаются.
Фотографии - Натальи Казариной
Дети, которые находятся здесь на постоянном пребывании, выезжают домой на выходные?
Да, в пятницу, около трёх часов дня, родители или родственники забирают их домой. В понедельник дети вновь приезжают в школу.

Мухаммед-Али, как у вас организовано питание в школе-интернате?
У нас есть прекрасная столовая, где для учащихся предусмотрено бесплатное пяти разовое питание. Кроме того, даже дети с временным пребыванием у нас питаются бесплатно.

Какой режим занятий у детей в группах кратковременного пребывания в школе?
Первая группа детей обучается с 9 до 11.30 - для них проводятся индивидуальные и групповые занятия. Потом, с 13.00 до 15.30, начинаются занятия для второй группы.

У вас на территории я видела школьный автобус, как он чаще используется?
Он предназначен для любых нужд школы. Например, вчера мы возили детей на диспансеризацию. В дальнейшем планируем возить детей в какие-нибудь интересные места и на экскурсии.

Мухаммед-Али, вам сложно было после министерской работы (по сути кабинетной работы) перейти на работу, где ежедневная и непосредственная работа с детьми и родителями?
Да, конечно было сложно. Прежде всего, это - большая ответственность. Ты отвечаешь за детей, у которые имеются определённые диагнозы, плюс со всеми родителями необходимо найти общий язык.

В вашей школе большой коллектив?

Да, у нас работников много, очень большой и сплочённый коллектив. На 90 детей, находящихся на постоянном пребывании и 55 зарегистрированных детей из 193 на кратковременном, у нас 107 работников. Я всегда исхожу из того, что человек, работая с детьми, должен с душой относиться к своей работе, к каждому ребёнку искать индивидуальный подход. Если такого не будет, то наша работа результата не даст. В первую очередь, человек должен быть человеком.
Фото - Натальи Казариной
Я знаю, что, в начале февраля, в Министерство образования ЧР назначен новый министр – Байсултанов Идрис Хасаевич, как Министерство образования ЧР, в его лице, настроено к таким учреждениям как ваша школа, планирует помогать?
У нас в Республике всего три республиканских коррекционных учреждения, такого формата, как наша школа. Буквально на неделе, у нас была встреча в Министерстве образования Чеченской Республики с новым министром. Он человек очень требовательный, компетентный, грамотный и исполнительный. Министр настроен позитивно, обещал нам помогать в любых проблемах и вопросах. Перед ним много задач стоит, которые нужно решать поэтапно, но он обещал помогать нам. Я уверен, что с его помощью у нас все наладится и будет хорошо.

Вы сказали, что в Республике есть три коррекционные школы, вы как-то взаимодействуете, общаетесь, обмениваетесь опытом с коллегами?
Да, мы на связи практически каждый день. Общаемся, встречаемся, обсуждаем кое-какие моменты, находимся на связи.

Скоро будет год, как вы работаете в школе-интернате, можете рассказать о своих успехах?
Когда я сюда пришёл, тут всё было в плачевном состоянии: отсутствовала пожарная сигнализация, не работало видеонаблюдение, в кабинетах стояла не работающая оргтехника, была не работающая канализация и даже ни одного нормального стенда на стенах не было.

Поэтому первым вопросом, который я себе поставил – была безопасность детей. Я проанализировал всю ситуацию и довёл до руководства всё проблемные моменты.

В настоящее время - полностью исправлена пожарная сигнализация, восстановлено видеонаблюдение, отремонтирована канализация, удалось решить вопрос с оснащением кабинетов современными компьютерами, проекторами, интерактивными досками, в столовой много чего поменяли. Кроме того, сейчас у нас ожидается поставка новых мультимедийных логопедических комплексов и интерактивных глобусов.

Первые полгода работы, мне пришлось заниматься именно хозяйственной деятельностью, наводить порядок. В начале, конечно, очень тяжело было, средств не всегда хватало, многое приходилось приобретать на собственные средства.

До моего назначения в школе неоднократно проводились прокурорские проверки, было выявлено много нарушений, кроме тех, которые я перечислил ранее, был целый список на 12 листах. Недавно у нас тоже была проверка и проверяющие были удивлены тому, что за такой небольшой срок мы всё привели в порядок.
Фотографии - Натальи Казариной
Мухаммед-Али, расскажите о ваших планах на будущее, что планируете в школе сделать?
Конечно мы много чего сделали, но много ещё предстоит сделать. Много текущих задач стоит перед нами. В планах улучшать материальную базу и образовательный процесс в нашей школе, обязательно повышать квалификацию наших преподавателей и сотрудников, а также ни в коем случае не снижать высокие образовательные стандарты, заданные нам нашим Министерством.


Беседовала Наталья Казарина
Фотографии - Натальи Казариной