"А Я ПОЕДУ В СЕЛЬСКИЙ КЛУБ!"
Художественный руководитель Русскинского центра досуга и творчества - Левина Людмила Николаевна – необыкновенно креативный, творческий и просто обаятельный человек. Она не просто фонтанирует оригинальными идеями, а вдохновляет, заряжает окружающих душевным теплом и задором. Ledokoli.ru пообщались с Людмилой Николаевной и узнали о секретах творчества в деревне.
Фото - из личного архива Людмилы Левиной
Людмила Николаевна, расскажите пожалуйста, как начинался ваш путь в профессию?
Я закончила Владимирское культурно-просветительское училище и музыкальную школу. И то и другое - с отличием, я очень старалась. Идти дальше учиться мне было не интересно. У меня было направление в Тамбовский институт культуры, но я не поехала по нему поступать. Мне хотелось скорей приступить к своей работе.

Ведь раньше распределение было такое: три года ты должен отработать там, куда тебя распределили! Меня распределили в город Суздаль. Тогда при районных администрациях были Отделы по культуре, меня определили на должность инспектора. Скучная, бумажная работа. Меня хватило только три месяца.

Чувствую – я вяну! Ведь мне тогда было 19 лет! Я так хотела заниматься живой работой! Попросила заведующую отделом по культуре, о переводе. Она была категорична: - «Ну, не хочешь работать здесь, отправишься в сельский клуб!» А я говорю: «А я поеду в сельский клуб!»

Но вместо села, мне предложили должность художественного руководителя, в большом городском посёлке «Боголюбово». Вот с тех пор, я художественный руководитель и, это неизменно. Пришлось немного поработать и и.о. директора, но это только как замещение на время отпусков и декретных отпусков директоров и, больше к этому не стремилась.
Фото - из личного архива Людмилы Левиной
Как вы оказались в Ханты-Мансийском округе, в деревне Русскинской?
В Русскинскую я приехала на работу по приглашению. Мне тогда было 30 лет. Мне сделали конкретное предложение и через отдел по культуре оформили перевод по согласованию сторон. Вот так из большого города Владимир, я и приехала в маленькую хантыйскую деревушку. Это было так интересно! Я попала совсем в другой мир! С другими людьми, другими ценностями, другим восприятием жизни! Во всяком случае мне так казалось.

Как вас встретило новое место работы?
Когда я сюда приехала, в клубе работала только директор - Нина Адольфовна Скоблова (теперь Дмитренко) и уборщица. Нина Адольфовна, приступила к работе в марте, а я в августе.

Получается, что мы практически вместе с ней пришли в клуб работать. Тут же открыли кучу всяких кружков, стали шить сценические костюмы, оформлять кабинеты и привлекать население к занятиям творчеством. Благо уговаривать почти никого не приходилось. Население с удовольствием занималось в кружках, посещало киносеансы и дискотеки.

Правда технического оснащения почти ни какого не было. Из оборудования был только один кассетный магнитофон, усилитель и пара колонок.

Раньше была такая система: после каждого сезона мы давали отчётный концерт и на его смотр приезжала большая делегация из районного отдела по культуре с проверкой. Они принимали отчет за творческий сезон. Мы тогда подготовили большое отчетный концерт. Нас тогда хвалили! Вручили Грамоты всем творческим коллективам. Сохранились фотографии того отчетного концерта. Конечно, оформление сцены, костюмы, декорации – желали лучшего, но удовлетворения от своей работы, задора, вдохновения на будущее – мы получили сполна! О Русскинском Доме культуры сразу заговорили, как о перспективном клубе. Потихоньку стало налаживаться и финансирование, а значит стал преображаться и клуб. Нина Адольфовна смогла убедить руководство района в необходимости технического оснащения клуба. И культурная жизнь в Русскинской закипела, забурлила. Господи, как мы были счастливы, когда наш Дом культуры переименовали в Центр досуга и творчества! Нам дали новые ставки! И сразу к нам пришли работать молодые, энергичные, творческие люди: Людмила Байрамова, Галина Токарь, Светлана Вернер, а также Анна Варфоломеевна Вершинина и Татьяна Ильинична Штразгейм!

Скажите, а вы противник бумажной работы?
Да!!! Но сколько её сейчас приходится выполнять, вместо того, чтобы занимаясь творчеством. Она отнимает колоссальное количество времени.

Больше всего мне жалко своего рабочего времени на оформление кучи бумаг, разного рода отчетов, планов, мониторингов и т.п. Правда тогда, это еще не имело такого катастрофического масштаба как сейчас.
Фото - из личного архива Людмилы Левиной
Что доставляет вам удовольствие в работе?
Удовольствие мне доставляет интересно и плодотворно проведённое занятие, удачное мероприятие. Когда я вижу и слышу, что люди меня понимают и всё у нас получается, то я перестаю переживать и получаю полнейшее удовольствие от работы! Для руководителя всегда важно, что бы люди понимали, что от них хочет руководитель, какую идею пытается им донести, какой смысл вкладывает в тот или иной текст, сценарий, песню . А моя главная задача – донести до участников свою идею и сделать так, что бы она стала им близка и понятна. Только в таком связке, рождается красота, удача, победа. Знаете, если ко мне пришли люди и занятие получилось, то для меня это уже кайф.

А, что касается «узких» творческих моментов, таких как написание сценария, работа над реквизитом, придумывание каких-то фишек в мероприятии – что вам больше всего по вкусу?
Придумывать необычные решения, фишки! Если у меня вдохновение придёт, то я могу позвонить любому человеку из нашей команды даже в час ночи и рассказать, что я придумала. Они меня всегда выслушивают, знают, что у меня внутри идет творческий процесс, и мне надо высказаться. Но это было тогда, в нашем счастливом прошлом, когда, сценарий писались через копирку в 5 слоев бумаги . Это сейчас мы всё печатаем, а раньше все продавливалось авторучкой так, что пальцы болели. Поверьте, это было счастье. Сейчас все по-другому.
Фото - из личного архива Людмилы Левиной
Как вам идеи ваших уникальных фишек приходят?
Почти всегда – неожиданно! Эти фишки приходят неожиданно. Вот, вроде весь сценарий написан, уже и репетировали, и работали, а бывает утром только глаза открыла - и раз, тебе мысль пришла, что надо поменять это и добавить то. Вообще сценарий дорабатывается всё время, до самого выхода на сцену. Это всё мельчайшие детали и элементы, из которых потом складывается вся картинка.

Как с актёрами работа строится? Тяжело бывает или всегда находите общий язык?
У меня замечательные актёры. У нас отличные отношения и взаимопонимание. У меня такие актёры, которые и сами полны творческих идей и у нас с ними отличный творческий союз. Конечно, есть актёры, у которых есть своё видение: у нас есть такая девочка - Саша Шукшина, она всегда выслушает, но ты по её глазам видишь, что у неё в голове что-то своё работает. Я уже знаю, что она придёт на следующее занятие (может со своей мамой посоветуется) и предложит свой, творческий вариант. И почти все её идеи очень хорошие, рабочие. Так бывает только у очень творческих людей, которые не замыкаются режиссерскими рамками.

Автор: То есть, вы либеральный руководитель и приветствуете инициативу актёров?
Людмила Николаевна: Обязательно! А как же я не приму? Где же тогда творчество? Оно же не должно быть только моим, иначе чему же я их научила? Только подчиняться решению режиссера? Быть хорошим, послушными исполнителями и больше ничего? Я же не режиссёр-постановщик как в театре (они там получили за свою работу деньги и всё). У меня-то задача - научить детей быть пусть маленькими, но художниками! Вот когда они начинают проявлять какое-то самостоятельное видение, участвовать в творческом процессе - значит всё правильно и цель достигнута.

У нас в клубе занимался мальчик Ваня Селин. Он жаловался своим родителям: «Вот, эта Люсенька, напридумывает всего, а мы должны потом мучиться!». И мои сослуживцы, между собой, меня тоже, не редко, называют Люсенькой. С иронией, конечно, но это очень приятно.

Люсенька - больше друг или авторитет?
Не знаю. И дети, и родители, и возрастные участники (даже если мы ровесники) называют меня по имени и отчеству. Но в душе приятно знать, что для них я Люсенька.


Интервью записала Наталья Казарина
Фото - из личного архива Людмилы Левиной