Арби, можете чуть рассказать про свадебные традиции? Слышала, что на чеченских свадьбах не присутствуют родственники невесты, это так?
Да, не присутствуют. Невесту на свадьбу может сопроводить сестра или подруга. Хотя сестра тоже раньше не ходила. Это сейчас уже сестра сопровождает. Раньше редко бывало, что сопровождал кто-нибудь - тетки, сестры, двоюродные сестры.
А жениху присутствовать на таком мероприятии было стыдно. В течение двух недель после свадьбы он даже не показывался отцу и матери. Бывали моменты, что даже месяц не показывался. В это время он как правило у друзей находится. У своего близкого друга. Он спал там и кушал. После истечения двух недель приходил домой. То есть ночевать он мог приходить домой, но поздно, когда родители уже спали. А уходил из дома до того как они проснуться. Это совсем не означает какую-то дикость. Это вырабатывает у человека ответственность, какое-то понимание стыда, серьезность, нравственность.
И еще, пока зять первый не придет в дом тестя и тещи, родители девушки сами не ходили в дом жениха узнавать как там их дочь. Если девушка приходит в родительский дом до того как туда придет зять, это тоже было стыдно. Но зять к родителям невесты тоже не сразу приходил, а только через неделю или две (как те их пригласят и сделают приготовления).
Представитель Совета старейшин: Это со стороны кажется, что это дикие нравы, а на само деле это строго разработанные многовековые каноны, направленные упрочить семейные узы, их неразрывность. Конечно сейчас происходят некоторые корректировки в соответствии с нашим временем, но в корне все-таки заложены те каноны, к которым мы в своей работе пытаемся вернуться.
Вот те цифры, которые называл Арби, в самом начале (касающиеся разводов и воссоединений) они как раз следствие вот этих военных лет, когда произошел вот этот пробел.
Я не могу понять, мне несколько человек по-разному говорили, что все таки в Чечне приоритетней шариат или адат?
Вот вы знаете, когда наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проповедовал ислам, то в тех странах куда привносился ислам - если адаты соответствовали шариату – они оставались, как основа шариата, если противоречили – то удалялись. Все адаты чеченского народа – можно сказать и есть шариат. Нельзя сказать про какой-то адат: «Вот этого по шариату нельзя». Таких адатов в Чеченской Республике нет.
Я ведь по нации сам не чеченец – я араб. Но я сейчас благодарен Аллаху за то, что он меня здесь, именно в чеченском обществе, в чеченском народе создал.
Я езжу на историческую родину, в Саудовскую Аравию, я вижу традиции и обычаи, которые не совпадают с моими, я ужасаюсь от этого. Я благодарен Аллаху за то, что у меня есть мои адаты, мои традиции чеченские - они же в корне являются наставлениями нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нет никаких принципиальных противоречий.
Представитель Совета старейшин: Ислам – это религия мира и добра. Когда Чечня принимала ислам – не было каких-то разночтений и противоречий. Чеченцы сразу приняли ислам. Без всяких там наставлений и уговариваний – это наша религия.
Я задала предыдущий вопрос, потому что мне многие ваши историки рассказывали, что не в чеченских адатах многоженство, что это пришло из шариата и это не свойственно чеченцам.
Знаете, в те времена, когда ислам рос - женщина была совсем без прав. Ислам женщине дал права. До этого женщина была вторым сортом. В исламе же наш пророк дал понять, что женщина наделена правами - она мать, жена, сестра. Что нельзя девушек хоронить живыми (как это было до принятия ислама). Раньше женщина не могла участвовать в социальной жизни – не могла работать, себя самостоятельно обеспечивать, была практически брошена на произвол судьбы.
А со стороны социальной политики, это как раз было благом – если мужчина мог обеспечить и взять на свое содержание женщину. И даже сейчас, на данный момент, шариат не дозволяет, чтобы мужчина просто так женился на второй, третьей, четвертой для услады своей. Он может жениться только если он может содержать эту женщину, так же как и первую (во всех отношениях). Если мужчина, который женился на двух или трех - не делит поровну с ними все - он перед Богом будет отвечать за это. Многоженство нельзя рассматривать как социальный порок, а только как проявление заботы о женщинах. Мужчина как бы берет женщину под свою защиту, под свое крыло, под свою опеку, обеспечивает ее – материально, духовно.
Так же и в отношении насильственных браков – сам Пророк был против этого. Если девушка не хочет выходить замуж, тогда отец свое дозволение тоже не дает. Единственное – он, в силу своего опыта, может только ей порекомендовать кого-то, но не принуждать. Если девушка развелась и вернулась в родительский дом, то, когда она повторно соберется замуж – отец категорически не имеет права ей что-то советовать. Она сама решает и выходит замуж по своей воле. В исламе все предусмотрено – и социальные, и бытовые и семейные взаимоотношения.
А вот со скрытыми браками вы как-то боритесь?
Как вы знаете – у нас все под единым руководством. Когда женится молодой человек он должен принести мулле три справки (ВИЧ, СПИД и гепатит). Только после получения этих справок мулла делает никах. Скрытые браки исламом не предусмотрены – это грех. Если такие браки бывают, то они считаются недействительными. Если мулла делает такой никах и об этом кто-то узнает, то он больше не будет работать.
Воровство невест у нас также запрещено. Брак только лишь в отцовском доме - мулла приходит и делает никах. Воровство невест эта была пришлая для чеченцев традиция. Уважающий себя чеченец, уважающий себя мусульманин – никогда без никаха не имеет права трогать чужую женщину. Это оскорбительно. Наш святой устаз Киши Хаджи (да будет возвышенна его святость) сказал: «Я завидую тому человеку, который проводит всю свою жизнь с одной женой».
01.08.2019
Интервью записала Наталья Казарина