Секреты воспитания достойной молодёжи и мягкого решения любых конфликтов
Интервью с кадием Веденского района Чеченской Республики - Арби Джафаровым
Фото - Натальи Казариной
Мы все порой «грешим» на нашу молодёжь, критикуем их… Мол не такие они как мы, читают мало, хамят, да много ещё чего не очень приятного можем наговорить. Но можно лишь только говорить, а можно делать. Конкретные действия предпринимать. Так происходит в Чечне. Там действуют. Я пообщалась с Арби Джафаровым (кадием Веденского района ЧР), который вместе с Советом старейшин района, рассказал о том, как происходит процесс передачи национальных традиций и воспитания молодёжи в Чечне.
Фото - Натальи Казариной
Арби, меня интересуют традиции и обычаи чеченского народа: какими были, как менялись и как сейчас они передаются?
Если например взять семейные традиции - вы наверное уже тоже знаете, что у нас в республике идет вопрос урегулирования семейных взаимоотношений. Конкретно на территории Веденского района уже 104 семьи воссоединились. Везде в районах у нас есть специальные комиссии, горячие линии есть.

Например, если у женщины или мужчины есть проблемы, либо развод – они могут позвонить на горячую линию. С 9.00 до 18.00 мы здесь находимся - и заместители, и Совет старейшин здесь находится. У нас есть журнал записи, чтобы контролировать этот процесс.

Здесь я кадий, как сотрудник Муфтията, есть структура Совета старейшин. Я возглавляю и Совет старейшин в районе – являюсь председателем районного совета старейшин. Кроме того, ещё возглавляю имамов – как председатель имамов района. А здесь в администрации, я работаю заместителем главы администрации по общественно-религиозным вопросам. Все общественные организации, все структуры взаимодействуют в этом районе непосредственно со мной. У нас в районе, процесс взаимодействия происходит быстро - по семейно-бытовым конфликтам и на места выходим, либо в администрацию приглашаем.


То есть люди с охотно приходят к вам?
Конечно. У меня здесь в день бывает примерно около 10 человек (приходят на прием). Семьи приходят, женщины отдельно (например, если разведены и детей не показывают). Бывают же моменты, когда отец не показывает детей матери или наоборот мать не показывает. Вот с этими моментами мы работаем.

Вот если взять нашу официальную информацию: количество воссоединенных пар – 104; количество детей в воссоединенных семейных парах – 270; количество разведенных в районе – 299 выявленных моментов; желающих воссоединиться, но в силу религиозных канонов не могут – 110 пар (у нас по религии, если трижды развелся, то он не может воссоединиться с женой по религиозным канонам. Поэтому они желают, но не могут).

Получается мы видим: если 104 воссоединенных, 110 не могут воссоединиться из-за религиозных канонов (всего 214 получается), поэтому пар, с которыми мы должны работать не так много остается.

Количество детей, которые проживают с отцом 224, с матерью 126 проживают. Также у нас есть расписки от родителей (в случаях, когда ребенок живет с кем-то одним из родителей, он обязуется воспитывать его в канонах ислама, в рамках адатов чеченских). Даже если ребенок живет с матерью, то отец от процесса воспитания не отходит. Мы это тоже контролируем. У нас очень мало таких моментов бывает - если ребенок живет с матерью, а отец не исполняет свои обязанности в отношении него (финансовые и по воспитанию). Очень мало такого бывает. Вот такая ситуация у нас по семейным вопросам.



Фото - Натальи Казариной
Арби, как обстоят дела с воспитанием молодежи? Как им прививаются ценности, традиции, адаты?
Знаете, человек, который живет в Чеченской республике, и в частности в сельском поселении – его с рождения воспитывают в семье: что можно, что нельзя. Ему прививается свод законов с детства.

А Муфтият играет в этом какую-то роль?
Конечно. Вот сегодня, в центральной мечети, у меня встреча с молодежью. Завтра также запланирована встреча с молодежью. Мы много работаем с ними, в частности с незанятой молодежью.

На таких встречах, какие вопросы вы обсуждаете?
Интересующие молодежь религиозные вопросы, религиозные нововведения (они бывают нескольких видов – неразрешенные, разрешенные, желательные, нежелательные). Чтобы молодежь знала, что из нововведений можно, а что нельзя. Такая своего рода разъяснительная работа. Когда представители Совета старейшин присутствуют на таких мероприятиях, они рассказывают о тех традициях, которые были у отцов, у дедушек, о том как был устроен процесс жизни, что нужно для молодого человека.

Те вопросы, которыми они интересуются, они спрашивают у Совета старейшин, духовенства. А мы, на таких встречах, отвечаем на эти вопросы. Но и вопросы бывают разные, темы разные. Бывают религиозные моменты – как надо молиться? как надо поститься?

Что входит в ведение Совета старейшин?
Видите – перед вами заявление, такие с Муфтията приходят. Сначала люди приходят к нам – к общественникам, чтобы разрешить между собой любой спорный вопрос. Вопросы бывают любые, в том числе и имущественные. Могут из-за забора спорить, из-за земельного участка, по любым бытовым конфликтам – то сразу же приходят сюда в первую очередь. Мы говорим о том, чтобы люди по пустякам и незначительным делам не ходили в суды, а старались всё разрешить мирно. Многие ситуации можно разрешить – лишь просто спокойно поговорив. Мы делаем свою работу, чтобы среди нашего населения не было напряжения.

Если я написал заявление и отдал его в суд – это не так, это плохо. Среди чеченского народа так не принято, не так поймут. Вот написал, обратился в суд, а ведь можно было между собой поговорить, обратиться к мулле, можно было на месте решить – по-людски, в рамках религии нашей. У нас так не принято, чтобы сразу пойти в суд и написать жалобу на кого-то и чтобы по жалобе его пригласили и засудили. Для нас это последняя стадия. Для чеченца сделать так - низший уровень. Поэтому люди и приходят к нам как к общественникам, чтобы мы помогли урегулировать ситуацию.

И еще, что я хочу сказать – люди, которые работают в судах, мы тоже с ними взаимодействуем. Если к ним в суд приходят люди, у которых есть какие-то небольшие бытовые конфликты, они тоже, со своей стороны, советуют сначала сходить к общественникам, а уж потом обращаться в суд. Мы напрямую взаимодействуем с председателем районного суда, а также мировыми судьями. То есть судебные инстанции, для нас - это последние инстанции, куда обращаются люди.

Это не говорит о том, что мы не уважаем суды. Нет, уважаем, как высший орган. Поэтому, чтобы не нагружать его незначительными делами, стараемся все решать на местах.

Фото - Натальи Казариной
Арби, можно чуть подробней рассказать о Совете старейшин? Какая у него численность?
В каждом сельском совете, хуторе - есть председатель Совета старейшин, есть члены Совета старейшин (это примерно 5-6 человек), есть комиссии по разным направлениям (есть комиссия по примирительным процедурам, комиссия по противодействию терроризму и экстремизму). Мы записываем прихожан, записываем вопросы, которые необходимо разрешить.

Вот по таким обращениям и заявлениям, есть какие-то сроки исполнения?
Да, конечно, я пишу сроки, а также тех, кто будет его исполнять обращение (заместителей, имамов или Совет старейшин). У нас все на контроле – все входящие и исходящие письма, журналы личного приема граждан, также регистрируем поступающие к нам по горячей линии телефонные звонки.

Конечно, по горячей линии у нас очень мало звонков, потому что мы сразу же контролируем весь процесс (на всех этапах и во всех сельских поселениях).

А как реализуется на практике решение Совета старейшин?
Если спорный вопрос бывает, то мы выходим на место или направляем уполномоченного человека, или вызываем их в администрацию. Выслушиваем мнение обеих сторон. Мы не говорим им, что вот мол, мы так решили. Мы не можем ничего решать, потому что решает только суд. Мы его не подменяем, мы знаем где мы живем. У нас в Российской Федерации есть суды, решениям которых мы должны подчиняться, как граждане РФ. Но есть и общественные институты, которые в рамках закона работают на местах. Поэтому если два человека конфликтуют, мы можем только подсказать: «Вот здесь и здесь ты не прав; по канонам ислама - ты неправильно сделал; по канонам наших адатов неправильно ты это сделал». Мы можем только примерно так порекомендовать.

Прислушиваются?
Прислушиваются конечно. Люди, которые живут в сельских поселениях, прислушиваются и к председателю Совета старейшин, и к имаму, и к членам Совета старейшин. Если бы к ним не прислушивались, то таких людей не назначали бы в Совет старейшин. У нас в общественности работают только те люди, которые авторитетны в сельском поселении. Знаете, 99% населения прислушиваются к нашему мнению.

Если мы не можем решить вопрос и стороны не идут на компромисс, тогда мы говорим: «Идите тогда обращайтесь в суд».

Совет старейшин и совет рода - это разные вещи?
Да. В совете старейшин есть представители совета рода, тейпов.

Расскажите, пожалуйста, с какой периодичность собирается совет старейшин? Только по обращениям или например раз в неделю, разв месяц?
Об этом вам расскажет подробней представитель совета старейшин
Представитель Совета старейшин: По обращениям конечно обязательно собираемся. А так у нас имеется единый план работы, план мероприятий на год, которые проводятся совместно с администрацией района. Эти мероприятия проводятся строго по плану, но есть конечно и внеплановые мероприятия (когда необходимо вмешаться).

Также, как Арби сказал, у нас предусмотрены комиссии, которые действуют при имаме мечети и при председателе Совета старейшин. Туда мы также включаем органы исполнительной власти – администрацию сельского поселения и обязательно правоохранительные органы (участкового). Они все сотрудничают совместно. Своей деятельностью мы охватываем все области жизни – и культурную сторону, и религиозную сторону, и профилактическую сторону, и созидательную сторону – все направления.

По понедельникам мы встречаемся на совещании. На нем мы разрабатываем план на неделю. Вот по этому плану мы и работаем неделю. Также у нас есть месячные и квартальные планы. Встречаемся с населением, молодежью, проводим культурные мероприятия. У нас много мероприятий. И в школах работу проводим. В школах, у педагогических коллективов предусмотрены свои планы воспитательного характера. Но мы предусмотрели с их планами совместную работу (и с пед.коллективом и с родительской общественностью). При Совете старейшин у нас есть представители родительского комитета. Мы обязательно школьную жизнь контролируем. В частности вопросы использования гаджетов и телефонов. Наше вмешательство более действенным является.
Фото - Натальи Казариной
Фото - Натальи Казариной
Фото - Натальи Казариной
Летом дети отдыхают, как в это время проводится с ними работа?
Представитель Совета старейшин: У нас каникул нет. Мы круглогодично контролируем детей в каждом населенном пункте. Даже в оздоровительных лагерях с детьми помимо педагога по воспитательной работе, обязательно присутствует духовник.

Такая практика по всей Чечне или только в сельских поселениях?
Представитель Совета старейшин: Веде у нас так. Кроме того, если ребенок не поехал в лагерь, а остался дома, то мы можем ему предоставить возможность заниматься религией, у нас есть летние курсы. Вот по этим направлениям тоже очень серьезно работаем. Еще у нас проводятся мероприятия с незанятой молодежью (с молодыми людьми до 30 лет примерно). Такие мероприятия с незанятой молодежью проводятся у нас с целью передать опыт, дать наставления.

Вот такие нетрудоустроенные молодые люди могут попросить помощь, чтобы им помогли с устройством на работу?
Конечно, они обращаются к нам с этим. С таким обращением я могу подойти и в администрацию и к начальнику полиции. Мы же делаем одно общее дело и находимся в тесных взаимоотношениях. Чем можем - тем помогаем. Кроме того, если человеку нужно в больницу попасть и с этим помогаем. В нашем районе, что мы можем – то сразу делаем.

Что касается концепции духовно-нравственного воспитания, с ней как дело обстоит? Она общая или ее каждый район сам вырабатывает?
Раньше нам с города приходил план. Сейчас с каждого района представитель, который работает по духовно-нравственному воспитанию в администрации, делает квартальный план и рассылает по всем населенным пунктам района. После поступления такого плана в администрацию – они начинают по нему работать.

А что входит в такие планы? Какие мероприятия?
Различные просветительские мероприятия - встречи с молодежью, жителями, кинолекторий, также проводим различные спектакли в Доме культуры (по профилактике наркомании, алкоголизма), проводим вечера национальной культуры – чтобы молодые люди знали, как это проводилось раньше.

У нас же не принято было так, чтобы молодой человек выходил и плясал наподобие обезьяны. У нас есть культура танца. Мы объясняем как правильно танцевать. Танец – это же язык общения между молодым человеком и девушкой. Они учат жесты – как надо подойти, как выходить, как танцевать. Там садятся старейшины, представители Дома культуры и старейшина дает наставление – рассказывает как это происходило в прошлые времена.

А девушкам наставление делает женщина, которая известна в сельском поселении как мать, как хорошая жена. Её приглашают туда и она занимается с девушками, воспитывает их чтобы они были идеальными женами, матерями. Рассказывает на своем примере как провела свою жизнь. Конечно, лет двадцать назад у нас еще строже было. Но вот военные моменты сделали свое дело.

Вы знаете, когда сидит пожилой человек, то молодой перед ним никогда не закурит, никогда перед ним не сядет (если старший не позволит), молодой человек ничего недозволительного перед старшим человеком никогда не сделает. Раньше вообще была такая традиция – молодой мужчина не мог показаться без головного убора перед своим тестем. Также не мог перед ним выходить ни в майках, ни в футболках. Если выйдет в таком виде – то проявит непочтение к старшему.

Мне многие рассказывали, что даже своих отцов никогда не видели в спортивных костюмах, это тоже такая традиция?
Да, конечно. Это был нонсенс - так отцу перед детьми появиться . В спортивной форме у нас выходить перед семьей было стыдно.

Представитель Совета старейшин: Мы пытаемся в меру сил вернуться к истокам своих традиций. Вот, как Арби сказал, за время этих двух войн мы многое упустили в плане воспитательной работы с молодежью. Сейчас мы пытаемся восполнить все это. То, что рассказывал Арби про головной убор – нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Мы здесь рассматриваем воспитание строго по кодексу. Порицаем расхлябанность, распущенность, развязность. В молодом человеке раньше этого не было. Он был подтянут. И это не просто его физические данные - это черты мужчины.

Арби: Когда молодой человек 17-18 лет взрослел, он стыдился своего отца и матери, показать им, что он бреется. Это было стыдно. Он уходил куда-то, чтобы побриться. Если они увидят бритву, какие-то еще бритвенные инструменты – стыдно было. Когда возвращался - «горел» от стыда (все равно, видит же отец что он побрился).

Представитель Совета старейшин: Мы очень толерантны. Страшен тот человек, у которого никакой религии нет. Раньше ведь и христианство было очень строгой религией. Страшны сатанисты и безбожники. Они хоть что сделают. У таких нет никаких принципов и идеалов. Русский народ такой же добродушный и наивный, как и чеченский народ.

Конечно мы стараемся воспитывать нашу молодежь, чтобы она не была развязна в своем поведении, стараемся свой народ сохранить. Хотя это очень тяжело в современной цивилизации.
Фото - Натальи Казариной
Арби, можете чуть рассказать про свадебные традиции? Слышала, что на чеченских свадьбах не присутствуют родственники невесты, это так?
Да, не присутствуют. Невесту на свадьбу может сопроводить сестра или подруга. Хотя сестра тоже раньше не ходила. Это сейчас уже сестра сопровождает. Раньше редко бывало, что сопровождал кто-нибудь - тетки, сестры, двоюродные сестры.

А жениху присутствовать на таком мероприятии было стыдно. В течение двух недель после свадьбы он даже не показывался отцу и матери. Бывали моменты, что даже месяц не показывался. В это время он как правило у друзей находится. У своего близкого друга. Он спал там и кушал. После истечения двух недель приходил домой. То есть ночевать он мог приходить домой, но поздно, когда родители уже спали. А уходил из дома до того как они проснуться. Это совсем не означает какую-то дикость. Это вырабатывает у человека ответственность, какое-то понимание стыда, серьезность, нравственность.

И еще, пока зять первый не придет в дом тестя и тещи, родители девушки сами не ходили в дом жениха узнавать как там их дочь. Если девушка приходит в родительский дом до того как туда придет зять, это тоже было стыдно. Но зять к родителям невесты тоже не сразу приходил, а только через неделю или две (как те их пригласят и сделают приготовления).

Представитель Совета старейшин: Это со стороны кажется, что это дикие нравы, а на само деле это строго разработанные многовековые каноны, направленные упрочить семейные узы, их неразрывность. Конечно сейчас происходят некоторые корректировки в соответствии с нашим временем, но в корне все-таки заложены те каноны, к которым мы в своей работе пытаемся вернуться.

Вот те цифры, которые называл Арби, в самом начале (касающиеся разводов и воссоединений) они как раз следствие вот этих военных лет, когда произошел вот этот пробел.

Я не могу понять, мне несколько человек по-разному говорили, что все таки в Чечне приоритетней шариат или адат?
Вот вы знаете, когда наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проповедовал ислам, то в тех странах куда привносился ислам - если адаты соответствовали шариату – они оставались, как основа шариата, если противоречили – то удалялись. Все адаты чеченского народа – можно сказать и есть шариат. Нельзя сказать про какой-то адат: «Вот этого по шариату нельзя». Таких адатов в Чеченской Республике нет.

Я ведь по нации сам не чеченец – я араб. Но я сейчас благодарен Аллаху за то, что он меня здесь, именно в чеченском обществе, в чеченском народе создал.

Я езжу на историческую родину, в Саудовскую Аравию, я вижу традиции и обычаи, которые не совпадают с моими, я ужасаюсь от этого. Я благодарен Аллаху за то, что у меня есть мои адаты, мои традиции чеченские - они же в корне являются наставлениями нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нет никаких принципиальных противоречий.

Представитель Совета старейшин: Ислам – это религия мира и добра. Когда Чечня принимала ислам – не было каких-то разночтений и противоречий. Чеченцы сразу приняли ислам. Без всяких там наставлений и уговариваний – это наша религия.

Я задала предыдущий вопрос, потому что мне многие ваши историки рассказывали, что не в чеченских адатах многоженство, что это пришло из шариата и это не свойственно чеченцам.
Знаете, в те времена, когда ислам рос - женщина была совсем без прав. Ислам женщине дал права. До этого женщина была вторым сортом. В исламе же наш пророк дал понять, что женщина наделена правами - она мать, жена, сестра. Что нельзя девушек хоронить живыми (как это было до принятия ислама). Раньше женщина не могла участвовать в социальной жизни – не могла работать, себя самостоятельно обеспечивать, была практически брошена на произвол судьбы.

А со стороны социальной политики, это как раз было благом – если мужчина мог обеспечить и взять на свое содержание женщину. И даже сейчас, на данный момент, шариат не дозволяет, чтобы мужчина просто так женился на второй, третьей, четвертой для услады своей. Он может жениться только если он может содержать эту женщину, так же как и первую (во всех отношениях). Если мужчина, который женился на двух или трех - не делит поровну с ними все - он перед Богом будет отвечать за это. Многоженство нельзя рассматривать как социальный порок, а только как проявление заботы о женщинах. Мужчина как бы берет женщину под свою защиту, под свое крыло, под свою опеку, обеспечивает ее – материально, духовно.

Так же и в отношении насильственных браков – сам Пророк был против этого. Если девушка не хочет выходить замуж, тогда отец свое дозволение тоже не дает. Единственное – он, в силу своего опыта, может только ей порекомендовать кого-то, но не принуждать. Если девушка развелась и вернулась в родительский дом, то, когда она повторно соберется замуж – отец категорически не имеет права ей что-то советовать. Она сама решает и выходит замуж по своей воле. В исламе все предусмотрено – и социальные, и бытовые и семейные взаимоотношения.

А вот со скрытыми браками вы как-то боритесь?
Как вы знаете – у нас все под единым руководством. Когда женится молодой человек он должен принести мулле три справки (ВИЧ, СПИД и гепатит). Только после получения этих справок мулла делает никах. Скрытые браки исламом не предусмотрены – это грех. Если такие браки бывают, то они считаются недействительными. Если мулла делает такой никах и об этом кто-то узнает, то он больше не будет работать.

Воровство невест у нас также запрещено. Брак только лишь в отцовском доме - мулла приходит и делает никах. Воровство невест эта была пришлая для чеченцев традиция. Уважающий себя чеченец, уважающий себя мусульманин – никогда без никаха не имеет права трогать чужую женщину. Это оскорбительно. Наш святой устаз Киши Хаджи (да будет возвышенна его святость) сказал: «Я завидую тому человеку, который проводит всю свою жизнь с одной женой».

01.08.2019
Интервью записала Наталья Казарина
Фото Натальи Казариной
Интересно