А как молодежь реагирует на такие беседы? Прислушивается?
Знаете как мы работаем? Вот у меня есть своя программа, именно не похожая на других – у нас же кинематографическая организация, поэтому мы в основном профилактические, социальные ролики показываем, документальные фильмы. Но показываем не всё. Есть такие, которые по нашему менталитету не подходят, то мы их не показываем. Я их сам отсматриваю и сортирую на то, что можно показать. В этом не малую роль играет и моё творчество – я нашиды пишу (нашиды – это стихи с исламской тематикой), по этой линии тоже с молодежью работаем. Конкурсы нашидов различные проводим - и в школах, и Вузах. Дети учат мои авторские нашиды и потом выступают, получают призы, грамоты. В этом плане у нас уже прошёл районный конкурс, потом прошёл конкурс приуроченный к Дню рождения Ахмата Хаджи Кадырова, также городской конкурс был. Дальнейшая цель моя- это уже республиканский конкурс. Его провести не просто – потому что нужно задействовать очень много школ, всю республику и честно говоря там спонсоры ещё нужны
Я в 2013 году начал писать нашиды на русском языке. У меня их сейчас почти 4 тысячи. Приезжал в 2013 или 2014 году к нам один ученый из города Пушкин, он полковник и преподаватель академии Министерства юстиции. Он посмотрел и послушал мои нашиды. И пока я ему диск не принёс и не отдал, он не уехал. Пришлось ему задержаться на два дня, потому что я был в командировке. Ему очень сильно понравилось моё творчество, он сказал, что это продолжение стиля Омара Хайяма.
Слова нашидов просто так не даются – они приходят ко мне как вдохновение. Могу вам прочитать из последнего:
Нет истины во лжи,
Как света нет во мраке тьмы.
Дарите все друг другу свет,
Не то добро уйдёт на нет!
Совсем недавно я проснулся с этими словами. У меня есть несколько нашидов, которые ко мне так и приходили – я просыпаюсь, открываю глаза, а строки уже у меня в голове.
Когда слова нашидов к вам чаще приходят, днем или ночью? Может быть есть какой-то творческий ритуал?
Скажу одно, когда хорошее настроение – мало чего приходит. А когда какие-то переживания или болезни – я много пишу.
То есть трудности более способствуют творчеству?
Да, это всё у меня через сердце проходит.
Когда погаснет свет земной
И не промолвить людям слова.
Когда уложат нас в могилу,
оставив нас там – все уйдут.
Тогда, всё будет слишком поздно,
не будет шанса всё исправить
И покаяния час придёт.
Вот эти слова две недели я писал. В то время я болел, в больнице находился. Поэтому долго писал, с перерывами.
Значит творчество всегда индивидуальный процесс, по-разному протекает?
Да, конечно. Бывает долго, а бывает, что я за три часа написал 22 четверостишья.
Я ведь не религиозный деятель, я не учился исламу. Азы конечно знаю, но я более светский человек. Я всегда хорошо учился. Окончил школу с отличием, техникум с отличием, в университете тоже отлично учился. Но из-за военной компании пришлось прервать учебу и не смог я его закончить на отлично, синий диплом получил. Затем в 2009 году учился в Академии мин.юста России.
В 2014 году у меня состоялась первая творческая встреча по моим нашидам в Надтеречном районе ЧР. Организовала это мероприятие Закаева Айшат Хаджи. После этого творческого вечера, моё творчество большое развитие получило. Айшат задействовала почти 20 школ, дети изучали мои нашиды. Конкурс нашидов был посвящен Дню рождения Ахмат Хаджи Кадырова. Было организовано очень большое мероприятие, там были и представители Духовного управления мусульман ЧР, Министерства образования и помощник министра там был, было очень много гостей, то есть мероприятие было организовано грандиозно.
На том мероприятии меня спросили дети, как я в школе учился. Я сказал правду, что плохо. Но объяснил. Я в школу пошел рано, с 6 лет. Года два –три очень плохо учился и меня переводили со скрипом, лишь бы не исключить.
Я почему именно и для чего это отмечаю, во-первых – надо всегда говорить правду, во-вторых, если желание у человека бывает, то он может всё изменить и на отлично учиться. Я с двоечника буквально за пол года превратился в отличника.
А что на это повлияло?
Я тогда уже учился в интернате в Грозном. Самое сильное, что у меня хромало – это был русский язык. Получу двойку – и закину тетрадь в подвал. И вот мои тетради нашли, принесли штук 13 наверно, положили на стол и пригласили мою сесту Тамусу. Рассказали ей обо всех моих делах. И мне до того стыдно стало, что я решил дальше хорошо учиться. Прошло 6-7 месяцев и по результатам, я уже был на 1-2 месте среди тысячи детей. Но основная заслуга в моих успехах принадлежит моей маме. Я всегда очень хотел порадовать её. Мама всегда была такая довольная, когда я получал пятерки. Обнимала меня, гладила по голове, говорила, что я молодец.